Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Суббота, 25.11.2017, 01:18
Весёловская Межпоселенческая центральная библиотека
Главная | Литературно-музыкальная композиция "Живой голос правды" (к 110-летию со дня рождения М.А. Шолох | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Литературно-музыкальная композиция

«Живой голос правды»

Ведущий (1): Уважаемые читатели! 24 мая 2015 года исполняется 110 лет со дня рождения донского писателя, лауреата Нобелевской премии Михаила Александровича Шолохова. Он вошел в литературу XX века как достойный наследник русской классической традиции, которая была не только продолжена, но и обогащена, предстала знаком непрерывности художественности развития литературы. Подлинное искусство предназначено быть памятью народа о самом себе, его совестью и надеждой. Этим и определяется его сила и долговечность. Это в полной мере относится к творчеству Шолохова.

Чтец (1):        ….О нас

                        На переломе века

                        Он все, что ведал, рассказал.

                        Судьбу простого человека

                        С судьбой народною связал.

             Он одарил нас вечным светом

             Добром таланта своего.

             Он сам частица Нас

             И в этом

             Залог бессмертия его.

В. Фирсов

Ведущий (2): В годы Великой Отечественной войны нравственные идеалы, утверждаемые Шолоховым, приобрели особое значение. Перед писателем стояла задача: разить своим полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь к Родине у советских людей. Во время войны Шолохов стал военным корреспондентом «Правды» и «Красной Звезды», принимал участие в боях под Смоленском, под Ростовом, был участником Сталинградской битвы, дошел вместе с Советской Армией до Германии.

Ведущий (1): Уже в первые месяцы войны были опубликованы в периодической печати и вышли отдельными изданиями его очерки “На Дону”, “На юге”, “Казаки” и др. Широкую известность приобрел рассказ “Наука ненависти” (1942). В 1943-1944 годах начали печататься главы из романа “Они сражались за Родину”. В послевоенные годы было опубликовано одно из лучших произведений о войне – рассказ «Судьба человека».

Ведущий (2): Каждое шолоховское слово – это сокровенное достояние любого из нас. Пронзительное, многомерное, оно навсегда остается в сердцах, уходя в века. Нашу композицию мы посвящаем страницам «военного» творчества Михаила Александровича Шолохова.

Звучит музыка: песня «Прощание»

(стихи В. Кравченко, музыка Т. Хренникова)

Чтец (2): «Два чувства живут в сердцах донского казачества: любовь к Родине и ненависть к фашистским захватчикам. Любовь будет жить вечно, а ненависть пусть поживет до окончательного разгрома врагов. Великое горе будет тому, кто разбудил эту ненависть и холодную ярость народного гнева!» («На Дону»)

Ведущий (1): Это отрывок из очерка «На Дону», который был опубликован 4 июля 1941 г. в газете «Правда». В этом очерке Шолохов показал, как донское казачество провожает своих сыновей на фронт. Покидают родные курени, уходят на фронт хлеборобы, трактористы, табунщики. Дюжий парень в аккуратно заштопанном комбинезоне. К нему припала смуглолицая, с заплаканными глазами: «Не дали нам с тобой мирно пожить…». Бывший батареец, красный партизан, уходит на фронт добровольцем: «В одну часть с сыном, чтобы вместе громить фашистскую сволочь…». И даже древний, весь позеленевший от старости дед, способный работать разве что сидя, а тоже: «У меня три внука на войне, с германцами бьются, и я им должен хоть чем-нибудь пособить…». Все это в первом военном очерке Шолохова – «На Дону». Все объединены одним желанием – выстоять и победить.

Ведущий (2): Очерки М. Шолохова не только показывали военные события, рисовали портреты героев войны, но и явились своеобразной подготовкой писателя к созданию более крупных, обобщающих произведений прозы, в том числе рассказа «Наука ненависти».

Звучит музыка: 1-й куплет песни «До свидания, мальчики!» (стихи и музыка Б. Окуджавы)

Чтец (1): «Нас построили в походную колонну и погнали на запад. По сторонам дороги шел довольно сильный конвой и ехало человек десять немецких мотоциклистов. Гнали нас быстрым шагом, и силы мои приходили к концу. Два раза я падал. Вставал и шел потому, что знал, что, если пролежу лишнюю минуту и колонна пройдет, - меня пристрелят там же, на дороге. Так произошло с шедшим впереди меня сержантом. Он был ранен в ногу и с трудом шел, стоная, иногда даже вскрикивая от боли. Прошли с километр, и тут он громко сказал:

- Нет, не могу. Прощайте, товарищи! – и сел среди дороги.

Чтец (2): Его пытались на ходу поднять, поставить на ноги, но он снова опускался на землю… Колонна прошла. Он остался позади. Я оглянулся и увидел, как мотоциклист подъехал к нему вплотную, не слезая с седла, вынул из кобуры пистолет, приставил к уху сержанта и выстрелил. Пока дошло до речки, фашисты пристрелили еще несколько отстававших красноармейцев.

Чтец (1): И вот уже вижу речку, разрушенный мост и грузовую машину, застрявшую сбоку переезда, и тут падаю вниз лицом. Потерял ли я сознание? Нет, не потерял. Я лежал, протянувшись во весь рост, во рту у меня было полно пыли, я скрипел от ярости зубами, и песок хрустел у меня на зубах, но подняться я не мог. Мимо меня шагали мои товарищи. Один из них тихо сказал: «Вставай же, а то убьют!». Я  стал пальцами раздирать себе рот, давить глаза, чтобы боль помогла мне подняться…

Чтец (2): А колонна уже прошла, и я слышал, как шуршат колеса подъезжающего ко мне мотоцикла. И все-таки я встал! Не оглядываясь на мотоциклиста, качаясь как пьяный, я заставил себя догнать колонну и пристроился к задним рядам…». («Наука ненависти»)

Ведущий (1): Эти строки из рассказа М.А. Шолохова «Наука ненависти». Он был  опубликован 22 июня 1942 года. В этом рассказе Шолохов создает типичный образ участника войны лейтенанта Герасимова, в котором воплощены лучшие черты русского народа. Образ Герасимова предваряет образ Андрея Соколова из послевоенного рассказа «Судьба человека».

Ведущий (2): По своей художественной форме «Наука ненависти» представляет собой рассказ в рассказе. Основное содержание – это повествование Герасимова о себе и о своих испытаниях в годы войны.  «Ненависть всегда мы носим на кончиках штыков», - строка из рассказа стала крылатым афоризмом, ее повторяли как пароль все военные годы.

Ведущий (1): Можно много говорить о том, почему именно ненависть становится лейтмотивом первого военного рассказа Шолохова, а можно сказать одно: этот рассказ был написан летом 1942 года и читали его те, кто отбивался от немцев на Кавказе и насмерть стоял в Сталинграде, прижавшись спиной к Волге. Его читали в захлестнутом блокадой Ленинграде и под многострадальным, истекающим кровью Ржевом.

Ведущий (2): Да, на долю лейтенанта Герасимова, героя рассказа, выпало такое, что и впрямь могло превратить душу в пылающий факел мести, бед хватило бы на три войны: плен, побеги, партизанская война, не считая всего того, что выпадает просто фронтовику, человеку на передовой линии огня. В плену его пытали, давили забавы ради танками, морили голодом, избивали смертно: «Я упал, и он долго бил меня ногами в грудь и в голову. Бил до тех пор, пока не устал. Этого фашиста я не забуду до самой смерти, нет, не забуду! Он и после бил меня не раз, как только увидит сквозь проволоку меня, приказывает выйти и начинает бить, молча, сосредоточенно…».

Потому, собственно, рассказ и называется – «Наука  ненависти».

Чтец (1): «И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», - а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в тоже время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков». («Наука ненависти»)

Звучит музыка: 1-й куплет песни «На безымянной высоте»

(стихи М. Матусовского, музыка В. Баснера)

 

Чтец (2): «Опираясь на левую руку, капитан полз вниз с высоты, следом за своими;  правая рука его, оторванная осколками у самого предплечья, тяжело и страшно волочилась за ним, поддерживаемая мокрым от крови лоскутом гимнастерки; иногда капитан ложился на левое плечо, а потом опять полз. Ни кровинки не было в его известково-белом лице, но он все же двигался вперед и, запрокидывая голову, кричал ребячески тонким, срывающимся голоском:

- Орелики! Родные мои, вперед!... Дайте им жизни!». 

(«Они сражались за Родину»)

Ведущий (1): В самый разгар Великой Отечественной войны писатель начал работу над новым романом – “Они сражались за Родину”. С 1943 года главы романа печатались сначала в газетах, а потом вышли отдельным изданием. Шолохов мыслил роман как трилогию: если первая книга – это горькие дни отступления в донских степях, а вторая – героический Сталинград, дни великого перелома в войне, то с героями романа в третьей книге мы могли бы встретиться то ли в освобождаемой Украине, то ли в Берлине, а может, и совсем после войны.

Ведущий (2): В опубликованных главах романа описан первый период войны когда, Советская Армия отступала под натиском превосходящих сил противника. С тяжёлыми боями отходили русские воины, насмерть стояли они на подступах к Сталинграду. Это - уникальное писательское свидетельство об одном из самых драматических моментов во всей войне, если не сказать, всей истории народа и государства – о лете 1942 года на Дону. Шолоховская картина 1942 г. поражает своей откровенностью рассказа всех трудностях, какие выпали тогда на долю наших людей, нашей армии, испытываемой бедой.

Ведущий (1): Перечитывая шолоховские главы, то и дело возвращаешься к мысли: ведь это было тогда написано! О трудностях, ошибках, о хаосе во фронтовой диспозиции: «По степям бродят какие-то дикие части, обстановки не знает, должно быть, и сам командующий фронтом, и нет сильной руки, чтобы привести все это в порядок… И вот всегда такая чертовщина творится при отступлении!».

Ведущий (2): «Они сражались за Родину» - это не только правда войны, это и своеобразное художественное свидетельство веры солдатской. Вера дала устоять и победить. То, что воплотилось в пламени алого стяга над поверженным рейхстагом в 1945 году, уже жило в людях 1942 года, дерущихся с наседающим врагом на последнем пределе сил. С правдивостью непосредственного участника событий Шолохов рассказал о состоянии духа тех, кто превозмог небывалые трудности и победил.

Звучит музыка: 1-й куплет песни «Баллада о солдате»

(стихи М. Матусовского, музыка В. Соловьева-Седого)

Чтец (1): «Как слепой, сначала на носок, а потом уже на всю подошву ставя ногу, полковник тихо подходил к строю… Остановившись, он оглядел лица бойцов одним незабинтованным и сверкавшим, как кусок антрацита, черным глазом, неожиданно звучным голосом сказал:

- Солдаты! Родина никогда не забудет ни подвигов ваших, ни страданий. Спасибо за то. Что сохранили святыню полка – знамя…  Полковник поднял над головой сжатую в кулак смуглую руку. Голос его, исполненный страстной веры и предельного напряжения, вырос и зазвенел, как туго натянутая струна:

- Пусть враг временно торжествует, но победа будет за нами. Вы принесете ваше знамя в Германию! И горе будет  проклятой стране, породившей полчища грабителей, насильников, убийц, когда в последних сражениях на немецкой земле развернутся алые знамена нашей… нашей Великой армии-освободительницы!.. Спасибо вам, солдаты!

Чтец (2): Ветер тихо шевелил потускневшую золотую бахрому на малиновом полотнище, свисавшем над древком тяжелыми складками. Полковник тихо подошел к знамени, преклонил колено. На секунду он качнулся и тяжело оперся пальцами правой руки о влажный песок, но, мгновенно преодолев слабость, выпрямился, благоговейно склонил забинтованную голову, прижимаясь трепещущими губами к краю бархатного полотнища, пропахшего пороховой гарью, пылью дальних дорог и неистребимым запахом степной полыни…

Сжав челюсти, Лопахин стоял не шевелясь, и лишь тогда, когда услышал справа от себя глухой, задавленный всхлип, - слегка повернул голову: у старшины, у боевого служаки Поприщенко, вздрагивали плечи и тряслись вытянутые по швам руки, а из-под опущенных век торопливо бежали по старчески дряблым щекам мелкие светлые слезы. Но, покорный воле устава, он не поднимал руки, чтобы вытереть слезы, и только все ниже клонил свою седую голову…».

(«Они сражались за Родину»)

Звучит музыка: 1-й куплет и припев песни «Последний бой»

(стихи и музыка М. Ножкина)

Ведущий (1): Одно из лучших произведений Шолохова – рассказ «Судьба человека» - было создано писателем, когда прошло свыше десяти лет после окончания Великой Отечественной войны. Ранней весной 1946 г., т.е. в первую послевоенную весну, встретил случайно Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году, за несколько дней,  был завершен рассказ-эпопея "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека.

В образе Соколова сосредоточены лучшие черты характера русского человека. Героизм Андрея Соколова лишен внешнего  блеска, он составляет органическое свойство его натуры. Сила Андрея Соколова заключается в том, что он всегда и везде чувствует себя частью народа, и это чувство служит неиссякаемым источником его героизма.

Чтец (1): «…Месяца через три и мне блеснула радость, как солнышко из-за тучи: нашелся Анатолий. Прислал письмо мне на фронт, видать с другого фронта. Оказывается, попал он поначалу в артиллерийское училище; там-то и пригодились его таланты к математике. Через год с отличием закончил училище, пошел на фронт и вот уже пишет, что получил звание капитана, командует батареей «сорокапяток», имеет шесть орденов и медали…И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить. Словом, всякая такая стариковская штука. Но и тут у меня получилась полная осечка… К концу войны, уже возле Берлина, утром послал Анатолию письмишко, а на другой день получил ответ. И тут я понял, что подошли мы с сыном к германской столице разными путями, но находимся один от одного поблизости. Жду не дождусь, прямо-таки не чаю, когда мы с ним свидимся. Ну и свиделись… Аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер…

Чтец (2): Во второй половине дня вызывает меня командир роты. Гляжу, сидит у него незнакомый мне артиллерийский подполковник. Я вошел в комнату, и он встал, как перед старшим по званию. Командир моей роты говорит: «К тебе, соколов», - а сам к окну отвернулся. Пронизало меня, будто электрическим током, потому что почуял я недоброе. Подполковник подошел ко мне и тихо говорит: «Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее. Пойдем со мной!».

Чтец (1): Качнулся я, но на ногах устоял. Теперь и то как сквозь сон вспоминаю, как ехал вместе с подполковником на большой машине, как пробирались по заваленным обломками улицам, туманно помню солдатский строй и обитый красным бархатом гроб. А Анатолия вижу вот как тебя, браток. Подошел я к гробу. Мой сын лежит в нем и не мой. Мой – это всегда улыбчивый, узкоплечий мальчишка, с острым кадыком на худой шее, а тут лежит молодой, плечистый, красивый мужчина, глаза полуприкрыты, будто смотрит он куда-то мимо меня, в неизвестную мне далекую даль. Только в уголках губ так навеки и осталась смешинка прежнего сынишки, Тольки, какого я когда-то знал… Поцеловал я его и отошел в сторонку. Подполковник речь сказал. Товарищи-друзья моего Анатолия слезы вытирают, а мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?..

Чтец (2): Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сыны, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось…». («Судьба человека»)

Ведущий (2): Такая боль, такая горечь звучит в этих словах! Поэтому трагедия Соколова так близка и понятна сердцу каждого человека. Казалось бы, все кончено, однако жизнь "исказнила" человека, но не смогла сломить и убить в нем живую душу. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту, Ванюшу.

Звучит музыка: 1 и 2 –й куплеты песни «Хотят ли русские войны»

(стихи Е. Евтушенко, музыка Э. Колмановского)

Ведущий (1): Нельзя без волнения читать строки, где Шолохов передает радость мальчика, услышавшего от Соколова признание, что тот его отец: «Боже мой что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!»

Ведущий (2): Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь. В любви к мальчику нашел Андрей Соколов преодоление своей личной трагедии. Эта любовь сделала его жизнь осмысленной и целенаправленной.  И эта любовь вселила уверенность в то, что и маленький человек, воспитанный им, вырастет в честного и мужественного человека. "И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на  своем пути, если к этому позовет его родина".

Ведущий (1): Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова. При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа.

"Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм", - писала одна английская газета о фильме "Судьба человека", а значит и о самом рассказе.

Ведущий (2): Михаил Александрович Шолохов во всем своем творчестве, посвященном Великой Отечественной войне: в очерках, рассказах «Наука ненависти» и «Судьба человека», неоконченном романе «Они сражались за Родину» - изобразил героику повседневной солдатской страды, создал поистине эпические картины великой всенародной битвы. Писатель сумел отразить богатый духовный мир рядовых советских людей. О судьбах народа и Родины писал художник во всех своих творениях. В своем военном творчестве он разоблачает античеловеческий характер войны, раскрывает героизм советского народа, любовь к Родине, всепобеждающий гуманизм.

Звучит музыка:  песня «Хотят ли русские войны» (продолжение)

(стихи Е. Евтушенко, музыка Э. Колмановского)

Список использованной литературы:

  1. Бирюков, Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова /Ф.Г. Бирюков. – М.: Современник, 1980. – 368 с.
  2. Воронов, В.А. Гений России: Страницы биографии М.А. Шолохова /В.А. Воронов. – Ростов н/Д, 1995. – 159 с.
  3. Журавлева, А. А. Михаил Шолохов /А.А. Журавлева, А.Н. Ковалева. – М.: Просвещение, 1975. – 215 с.
  4. Литвинов,  В. М. Михаил Шолохов /В. М. Литвинов. – Изд. 2-е, доп. – М.: Худож. лит.,1985. – 350 с.
  5. Литература: Учеб. пособие /Н. М. Северикова, Н. М. Архипова, В. В. Трофимова. – М.: Высш. шк., 1983. – 639 с.
  6. Русская литература XX века: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 т.  Т.1. /Л. П. Кременцов, Л. Ф. Алексеева, Т.М.Колодич и др. – М.: Академия, 2003. – 496 с.
  7. Слово о Шолохове: Сборник статей. – М.: Сов. Россия, 1985. – 480 с.
  8. Сивоволов, Г.Я. Михаил Шолохов: Страницы биографии /Г.Я. Сивоволов. – Ростов н/Д, 1995. –  350 с.

 

Сост.:

Дегтярёва О. В.,  

заведующий МБО МБУК ВР "Межпоселенческая центральная библиотека"

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей