Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Суббота, 23.09.2017, 23:01
Весёловская Межпоселенческая центральная библиотека
Главная | Консультация "Чистота природы - чистота души" | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Консультация

"Чистота природы – чистота души:

Библиотека в формировании экологической

культуры современного общества"


   В настоящее время сформировалось новое видение природной среды, с которой взаимодействует человек. Она рассматривается как целостный живой организм. Этот взгляд предполагает идею взаимосвязи и гармонического отношения между человеком и природой. В рамках такого подхода сложилось новое представление о человеке как органичной части природы.
    Слово «экология» означает «наука о жилище, местообитании». Экология призвана выработать общую стратегию поведения человека в природе. Деятельность человека резко повлияла на все формы живой и неживой природы. Последствие этого влияния – нарушение экологического равновесия на Земле. Экология как наука должна быть знанием с большой буквы, пронизанным любовью и гуманизмом.
    Человечество стоит перед выбором – сохранить нашу голубую планету Земля и выжить или продолжать оказывать давление на природу и, в конце концов, погибнуть. Поэтому охрана природы и сбережение природных богатств для следующих поколений приобретают все большую актуальность.
    Среди экологических проблем, которые должны решаться в первую очередь:
  • Экологическое просвещение населения.
  • Воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
  • Воспитание чувства ответственности за соблюдение правовых норм охраны природы.

    В  связи с этим, одним из приоритетных направлений в работе библиотек является экологическое, важнейшие задачи которого:

  • Овладение основными понятиями и научными фактами о природе, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу в соответствии с ее законами.
  • Воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека.
  • Развитие потребности в общении с природой, восприятия ее облагораживающего влияния.
     Особенностью экологического просвещения в деятельности библиотек является то, что эта работа ведется опосредованно, т.е. через приобщение к чтению книг данной проблематики, развитие глубины их восприятия, понимания сущности проблемы.
    Принцип системности позволяет строить работу по экологическому просвещению, не изолируя ее от других направлений деятельности библиотеки, особенно краеведческой.
    В библиотеке работа всегда идет от пропаганды книги, как художественной, так и научно-популярной. Если в художественных произведениях даны образцы слияния духовного мира человека с окружающей природой, при этом проблема человека и природы осмысляется с позиций определенных философских и социальных концепций, то научная и справочная литература содержит немало фактов природоведческого характера, освещает естественнонаучные идеи.
    Принципиально важным моментом в работе библиотеки по экологическому просвещению является ориентация на единство интеллектуального и эмоционального начала, сочетание рационального познания с художественно-образным. И книга здесь благодатный источник, так она и есть производное от слияния этих начал.
    Вся работа по экологическому просвещению должна строиться на основе фонда на различных носителях, отвечающего запросам пользователей и способного обеспечить многоаспектный доступ к эколого-краеведческим ресурсам. СБА должен отражать богатый мир литературы, книги о творчестве художников-пейзажистов, научно-популярные, энциклопедические и справочные издания. Могут быть созданы БД «Все об экологии», тематические досье документов «Тихая моя родина», «Сохраним свой дом», дайджест «Мудрость живой природы». Пользователям библиотек должны регулярно предлагаться информационные списки, листовки, буклеты экологической тематики.
    Для улучшения работы по формированию экологической культуры населения, особенно детей и юношества, библиотекам рекомендуется принять участие в районной акции «Прочитаем книгу о природе» в рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности (22 марта – 5 июня 2013). В этот период активизируется не только массовая, но и индивидуальная работа с читателями: проходят разнообразные массовые мероприятия, оформляются книжно-иллюстративные выставки, выставки-рекламы, выставки-размышления, выставки-вернисажи, проводятся консультации по работе с фондом, рекомендательные беседы, беседы о прочитанных книгах. Цель – привлечь внимание читателей к естественно-научной  и художественной литературе, раскрывающей красоту природы, рассказывающей о животном и растительном мире нашей планеты и т.д.
    Работа по экологическому просвещению детей, особенно младшего возраста, имеет свои особенности. Дети ещё мало представляют, что такое природа, но тем важнее заронить в душу ребёнка зачатки чувства любви к природе. Поэтому содержание работы с детьми этого возраста складывается из стремления дать представление ребёнку о взаимосвязи природных явлений и влиянии человека на них, из показа необходимости бережного отношения к природе, её богатствам, развития чувства красоты и добра, воспитания сострадания, сочувствия, заботы в отношении к растениям и животным, потребности в восприятии красоты природы. В более старшем возрасте надо помочь детям осознать многообразие ценностей природы, их роль в жизни человека, развивать эстетическое восприятие картин природы и её объектов.
    Литература для работы с детьми неисчерпаема: от народной сказки до книг Е. Чарушина, Г. Снегирёва, Н. Сладкова, К. Паустовского,  М. Пришвина, В. Бианки, Г. Троепольского, Д. Кервуда, Сетон-Томпсона и др. Произведения этих писателей, а также книги  знаменитых природоведов – учёных и публицистов, таких как И.Акимушкин, В. Песков, Д. Даррел, Б. Гржимек, Д. Адамс и других могут стать основой цикла мероприятий, посвящённых воспитанию любви к природе.
    Начать цикл можно с громкого чтения, посвящённого творчеству Е. Чарушина. Задача библиотекаря – познакомить ребят с Чарушиным - писателем и художником, так как одно от другого неотделимо в его творчестве. После беседы о жизни писателя можно прочитать его рассказ «Медвежата». Дети, слушая чтение, живо реагируют на события, много смеются над проделками медвежат. И воспринимают весь рассказ как весёлый. Поэтому стоит обратить внимание ребят на то, как попали медвежата в деревню и что с ними стало потом. Это заставит детей задуматься о судьбе медвежат, даст им возможность понять, почему медвежата не могут жить в деревне и почему «лес им чужой, страшный». Затем можно предложить детям проиллюстрировать самим то, что им было прочитано.
    С подростками 12-13- летнего возраста можно провести обсуждение повести В. Бианки «Одинец». Её герой, молодой студент, приходит в лес с целью бессмысленного уничтожения зверя, а возвращается человеком, заново открывшим для себя этот мир. Примерные вопросы к обсуждению:
1.    Что заставило студента отправиться на поиски лося? Вспомните, как крестьяне отнеслись к его приезду?
2.    Почему нельзя назвать настоящим охотником студента, решившего уничтожить последнего лесного великана?
3.    «Уж такие были ребята. Даром, что с голоду, - всякую даже насекомую уважали. Птицу, зверя тоже с разбором стреляли, которых и вовсе не трогали». Что хотел этим сказать Ларивон?
4.    Как вы думаете, сможет ли студент по-прежнему с бесцельной жесткостью относиться к природе? Почему он изменил своё отношение к ней?
(Экологическое воспитание детей и подростков в библиотеке: Метод. рекомендации. – М., 1985.).
    Дети должны понимать глубокую духовную связь человека с окружающим миром, поэтому библиотекари ЦГДБ г. Шахты рекомендуют провести по программе «Лечебные книги» занятие «Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя» (откровенный разговор по рассказу Д.Н. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник» и рассказу Ю. Коваля «У кривой сосны») для подростков 10-15 лет. Вопросы для обсуждения опубликованы в сборнике ОДБ им. В. Величкиной «Всё начинается с детства», вып.14 (2011 г.).
    Проведение громких чтений, обсуждений книг, читательских конференций должно сочетаться с другими активными и познавательными формами массовой работы с детьми, в том числе с  викторинами,  конкурсами рисунков, конкурсно-познавательными программами, играми, экологическими праздниками  и др. Среди них:
  • Экологический зимний праздник «Позаботимся о птицах»
  • Викторина «Вода – чудесный дар природы»
  • Игра «Экологическое ассорти»
  • Экологический калейдоскоп, экологический брейн-ринг  «С любовью к природе»
  • Игра-викторина «Знатоки природы»
  • Экологическое лото «В мире флоры и фауны»
  • Экологический литературный праздник «Лесная сказка – самая прекрасная…»
 и др.
   Целью этих мероприятий является формирование умения видеть прекрасное в окружающей природе, учить наблюдать, воспитать бережное отношение к природе. Библиотекари должны в занимательной форме активизировать знания детей по экологии родного края, стимулировать их познавательную активность, воспитывать экологическую культуру.
  Работа по экологическому просвещению активизируется к Всемирному дню Земли, Всемирному дню воды, Международному дню птиц, Всемирному дню защиты животных и др.    
    С целью обобщения экологических знаний, формирования представления о состоянии экологии на Земле, знакомства с мерами по охране природы, воспитания хозяйственного подхода к использованию природных богатств, ответственного отношения к делу охраны природы для читателей юношеского возраста проводятся такие формы работы, как уроки экологии, часы экологии, дни информации, круглые столы, экологические конференции, устные журналы, экологические суды и др., в т.ч. урок экологии «Судьба природы – в наших руках», день информации «Экология и современность», экологический час «Не только в гости ждёт тебя природа», заседание круглого стола «Экологические проблемы и человек», час экологии «Сохраним богатство России», экологический суд «Человек, сохрани Землю».
   Библиотекари должны шире и глубже изучать имеющийся фонд изданий, раскрывающих в различных аспектах экологические проблемы. Знание законов развития природных процессов и биосферы должно сочетаться со знанием развития человеческого общества – науки, техники, социальных систем, чтобы избежать стихийного, непредсказуемого изменения среды. Все, что относится к человеку. К сфере его потребностей, способностей тесно связано с науками о Земле, ведь эта та сила, которая определяет облик и судьбу биосферы.
    В связи с этим, одной из составляющих в работе по экологическому просвещению должны стать обзоры периодических изданий, а затем и естественно-научной литературы - «Встречи с неведомым», «В мире интересных и грозных явлений», «Знак вопроса», «Эта занимательная математика», «О чем говорят звезды», циклы книжных выставок - «По следам научных открытий», «Люди русской науки».
    Эти мероприятия будут играть важную роль, так как дают возможность читателям подняться в развитии на ступеньку выше и подойти к знакомству с глобальными проблемами экологии.
  В ходе мультимедиа-презентаций и уроков экологии «Живи, Земля», «Земля в опасности», «Гармония природы – вот постижение истины», «Мир людей в мире природы», «Боль природы – наша боль»,  устных журналов «Экология и современность», «Мы – жители одной планеты», «Красная книга природы», «Экос – значит дом»  речь пойдет о сохранении жизни на Земле.
    В экологическом просвещении очень важным является региональный компонент. Именно поэтому в каждом мероприятии, посвященном проблемам экологии, надо уделять внимание экологии Веселовского района, и, особенно, проблеме сохранения природных ресурсов Маныча и Веселовского водохранилища. Библиотека должна поставить перед собой задачу повышения информированности читателей о состоянии наших водоемов, о путях преодоления экологических проблем Веселовского района. Здесь целесообразно проведение таких мероприятий, как  уроки экологии «Этот загадочный Маныч» и «Редкие растения родного края», тематическая конференция «Экологические проблемы Веселовского района», час экологии «Веселовское  водохранилище», ихтиологическая викторина «Подводный мир Маныча», эколого-познавательная программа «По страницам Красной книги Ростовской области» и др. Все мероприятия проводятся с использованием мультимедийных технологий.
    Важный аспект в работе с читателями – это развитие эстетического восприятия картин природы и ее объектов. Именно природа формирует представление человека о красоте, совершенстве, неповторимости и гармонии. Она вдохновляет его на создание произведений в разных видах искусства и литературы. Люди наблюдают природу, познают ее, но каждый видит в ней свое, неповторимое, и в произведениях рассказывает другим людям о том, что увидел, почувствовал сам, старается передать свое отношение к ней. Поэтому сколько бы ни было создано произведений, они никогда не повторят друг друга, ведь каждый художник в слове, музыке, живописи рассказывает не только о том, что увидел, но и о том, что почувствовал при этом. Об этом – стихотворение донского поэта А. Гарнакерьяна:
            Безмолвие вершин…
            Морской прилив, отлив,
            Ваш вечный разговор
            Красноречив.
            И я хочу понять,
            Чтоб мир переиначить,
            Что думают цветы,
            Что гор раздумья значат,
            Где кончит облако свой путь,
            Где соловей.
            Замолкнет, песни не допев своей.
            Ведь в музыке я слышу
            Шум прибоя,
            Который бьется,
            Сердце беспокоя.
            В ней есть и нежность тополиной
            Дрожи.
            А живопись?
            Она родилась тоже
            От грусти осени,
            От буйства мая.
            Поэтому я сердцем понимаю,
            Что говорит мне
            Репин с полотна,
            О чем шумит,
            Куда зовет волна 
            У Айвазовского,

            Вскипая пеной.
            Поэтому так близок мне
            Шопена,
            Чайковского, Бетховена язык.
            Он от грозы,
            От пенья птиц возник,
            От шелеста листвы -
            Вот где ищи начало.
            Природа
            Им все звуки подсказала,
            Все краски привела свои
            В движенье,
            Ведь гениальность -
            Дар прикосновенья.
    Для того, чтобы понять роль природы в духовной жизни человека, необходимо знакомить читателей с изображением природы в произведениях искусства и литературы. Эта работа начинается с читателями младшего возраста, продолжается со старшеклассниками и взрослыми читателями.
    Одной из самых интересных форм работы является литературно-музыкальная композиция, которая дает возможность соединить лучшие произведения литературы и музыки. Так, в литературно-музыкальной композиции «Как прекрасен этот мир…» можно использовать стихотворения, отрывки произведений русских классиков, музыку зарубежных и русских композиторов. Особую роль при этом играет обстановка, в которой проводится мероприятие. Естественно, если мероприятие камерное, то оно проводится при свечах или приглушенном свете. Эмоциональный настрой повысит использование мультимедийных технологий.
    Такой же интерес может вызвать литературно-музыкальная композиция «Великое природы торжество», продолжением которой служит конкурс «Красота, дарующая радость», состоящий из трех туров: поэтический, музыкальный, художественный. К мероприятию оформляется книжно-иллюстративная выставка «Мир окружающий прекрасен».
    Проведению таких мероприятий должна предшествовать большая индивидуальная работа, особенно с юношеством, по приобщению к чтению лучших образцов поэзии.
    Библиотекари могут провести цикл мероприятий, посвященных временам года:
    «Ты всегда со мной, подруга осень!»
    «Осень – дивная пора»
    «Здравствуй, гостья-зима!»
    «Полюбуйся: весна наступает»
    «Четыре царства на земле»

    Это могут быть часы поэзии, конкурсы чтецов, читательские конференции, викторины и др.
    Привлекут внимание читателей библиотек книжные выставки «Поющая музыка природы», «Цветы – улыбка природы», «Если вам по душе красота земная…», «Улыбка ясная природы», особенно, если они выполнены как маленькое произведение искусства. В этом помогут разнообразные аксессуары, картины, фотографии, сухие цветы и листья, цитаты различной формы.
    Наибольшая эффективность в экологическом просвещении населения будет достигнута, если в нем будут принимать участие заинтересованные организации, предприятия и  учреждения на основе программно-целевой и проектной деятельности библиотеки (в т.ч. специалисты сектора по охране окружающей среды Администрации района, преподаватели дополнительного образования Центра детского творчества и др.).
    Работа по экологическому просвещению населения должна показать, что из всех существующих на Земле живых организмов только человек обладает разумом, только он осознает себя и окружающий мир. Только добиваясь экологической чистоты своей души, мы достигнем экологической чистоты на Земле.
    Чтобы грамотно заниматься экологическим просвещением, библиотекарь должен постоянно повышать свою экологическую грамотность, проникнуться важностью темы.
   Методическим обеспечением работы по экологическому просвещению являются картотека передового опыта «Никто не рождается мастером», картотека интересных названий, выставка «В помощь библиотекарю» (2013 год – Год охраны окружающей среды), досье методических материалов по экологическому просвещению, журнал непрерывного экологического образования «Библиотека НЭО», журнал-сборник сценариев для библиотек «Читаем, учимся, играем», журналы «Библиотека» и «Библиополе».
    
Список использованной литературы:
1.    Боброва, Е. Механизмы «зелёной» стратегии: Новое в экологическом просвещении/ Е. Боброва// Библиотека. - 2006. - №1. – С. 33-36.
2.    Борисова, О. Как научить любить природу: Экологическое воспитание/ О.Борисова// Библиополе. – 2007. - №8. – С. 12-13.
3.    Быкадорова, Н. Земле поклонись, человек: Экология/ Н.Быкадорова// Библиотека. – 2001. - №2. – С.60-62.
4.    Все начинается с детства. Вып.14.: сборник методико-библиографических и служебных материалов/ РОДБ им. В.М. Величкиной.- Ростов-на-Дону, 2011.- 60 с.
5.    Голощапова, З.И. Чистота природы – чистота души: Экология/ З. И. Голощапова// Библиотека. – 2002. - №12. – С.20.
6.    Дарутина, А. Эксперименты творческой лаборатории: [Опыт работы по экологическому просвещению] / А.Дарутина// Библиотека. – 2000. - №1. – С.53-54.
7.    Егорова, Н. Земля моя: Школа экологических знаний/ Н. Егорова// Библиотека. – 2001. - №9. – С.78-80.
8.    Запорожан, С. В единстве целей – путь к успеху: Экологическое воспитание/ С.Запорожан// Библиотека. – 2000. - №6. – С.49-50.
9.    Через библиотеки – к будущему: Сб. материалов по формированию детско-юношеской информационной политики: (по материалам конференций Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»): В 2 ч.: Ч.1/ ЮНИСЕФ, Рос. комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»/ Сост. А.Демидов, О.Старовойтова. - М.: Школьная библиотека, 2004. – 648 с.
10.    Щеглова, И. Узнай, прочти и полюби: Экологическое воспитание школьников/ И.Щеглова// Библиотека. – 2006. – 206. - №3. – С.18-20.
11.    Экологическое воспитание детей и подростков в библиотеке: Метод. рекомендации/ Сост. Л.П. Потоцкая; ред. А.И. Лебедева. – М., 1985. – 34 с.


Сост.:
заведующий МБО
МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека»
О.В. Дегтярёва
2013



Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей