Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Суббота, 23.09.2017, 23:02
Весёловская Межпоселенческая центральная библиотека
Главная | Информационно-библиографическая работа: проблемы и поиски | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационно-библиографическая работа: проблемы и поиски


 

Справочно-библиографическая и информационная работа – важнейшие составляющие в деятельности любой библиотеки, независимо от её статуса.

Современный этап библиографии – информационный. Поиск, освоение и систематизация новых ресурсов осуществляются библиотекарем на базе новых технологий.

При этом суть библиографической работы остаётся прежней – подготовка и доведение до потребителей источников библиографической информации. Такое положение дел требует движения вперёд, т.е. применения новшеств в работе, что способствует созданию новых продуктов и направлений деятельности.

Сегодня информационно-библиографическая работа строится в большей степени на формировании умений, связанных с поиском информации, работе с новыми компьютерным технологиями, а так же на освоении навыков анализа и синтеза полученной информации.

При обобщении опыта информационно-библиографической работы крупнейших библиотек России выделяются три приоритетных направления:

1. обучение пользователей основам библиографических знаний;

2. рекомендательная библиография;

3. перспективы библиографической работы.

Библиотекари и учителя всё больше говорят об информационной грамотности как важнейшем навыке современного человека. Если раньше главной задачей библиотеки и школы было дать ученику определённый объем знаний по той или иной теме, то в настоящее время на первый план выходит другая задача – научить самостоятельно приобретать новые знания, используя всё многообразие информационных ресурсов. В связи с этим традиционные библиотечные уроки должны быть по-новому осмысленны с учётом современных потребностей наших пользователей и более широкими возможностями поиска информации.

Формы проведения этих занятий могут быть самые разные: лекции, ролевые игры, тренинги, викторины, турниры и т.д. Главное, эти формы должны быть максимально активные, с практическим поиском нужной информации.

Библиотекари всё чаще включают в программу библиотечных уроков комплексные интерактивные формы: Дни библиографии, презентации библиографических пособий и т.д. К традиционным занятиям добавляются уроки компьютерной грамотности, работа в Интернете.

Наряду с обучением пользователей основам информационной культуры, в библиотеке должна быть создана комфортная информационная среда – стенды, рекомендательные списки, закладки, памятки.

Вопрос о рекомендательной библиографии обсуждается достаточно активно в библиотечной среде уже как минимум второй десяток лет. Сам термин «рекомендательная библиография» за это время поменялся от полного неприятия руководства чтением в начале 1990-х годов, до одной из важнейших функций современной библиотеки. Особую значимость эта проблема приобретает с развитием компьютерных технологий и подключением публичных библиотек к Интернет. Рекомендательная библиография в этой связи становится не только путеводителем в море информации, но и насущной общественной потребностью. Особую актуальность приобретают вопросы: «Что читать детям и подросткам?», «Какую литературу рекомендовать в помощь учёбе, досугу?».

В контексте переосмысления деятельности по поддержке и продвижению чтения, поиска их инновационных форм необходимо учитывать возможности библиографии и использовать библиографические средства продвижения чтения. Для библиотек важным коммуникативным средством является издание библиографических пособий. Неуклонно увеличивающийся поток информации делает отбор, оценку, представление и продвижение нужной информации жизненно необходимыми. Тематику информационно-библиографической продукции библиотек определяют информационные запросы пользователей, приоритетные направления и программы, по которым работают библиотеки: краеведение, рекомендации новинок художественной литературы, актуальные проблемы конкретных социальных групп.

Сегодня библиотеки особое внимание уделяют составительской деятельности, особенно созданию инновационных форм представления материала. К ним можно отнести библиографические пособия малых форм: закладки, буклеты, флаеры. Новизна состоит в большей информативности, когда наряду с печатными источниками указываются виртуальные адреса, включается дополнительная фактографическая информация.

Активно развивается Интернет-библиография. Подключение библиотек к Интернету делает необходимым поиск, оценку, отбор и продвижение не только печатных, но и электронных изданий и даже целых сайтов. С этой целью создаются путеводители по Интернет-ресурсам.

Опыт многих библиотек России свидетельствует, что умело и вовремя подготовленное, и к тому же хорошо оформленное библиографическое пособие может стать «точкой роста» как для маленького, так и для взрослого читателя при изучении той или иной темы. Такие библиографические пособия являются, как правило, источником выполнения самых сложных запросов.

Поэтому современная библиографическая продукция должна учитывать особенности новой информационной культуры: доступность и качественное аннотирование материала, систематизация, стилистика и объём пособия, грамотное оформление должны точно отвечать целевому и читательскому назначению.

Новые информационные технологии и Интернет оказали огромное влияние на библиотечную работу.

Книга, традиционная печатная продукция становятся не единственной профессиональной ценностью библиотекаря, рядом с ними формируется новый блок носителей информации.

Расширение ресурсной базы за счёт ресурсов Интернета делает доступными для библиотекарей и пользователей многие сотни электронных каталогов крупнейших зарубежных и российских библиотек, универсальные и отраслевые библиографические базы данных. За счёт включения виртуальных источников СБА библиотеки обретает невиданную до сих пор информационную прочность. Простота в сочетании с масштабностью и глубиной поиска в этих ресурсах приводит к тому, что в Интернет превращается в приоритетный источник для выполнения запросов любых типов. Применение перечисленных и сотен других источников в повседневной библиографической работе обеспечивает выполнение большинства запросов с высокой степенью качества и гораздо меньшими трудозатратами.

Процессы библиографического обслуживания также постепенно перемещаются в Интернет. Всё большее распространение получают виртуальные справочные службы или виртуальные столы справок, предполагающие создание на сайте специальной формы, в которой читатели могут оставить свои запросы и через определённое время получить ответ.

Анализ перечисленных тенденций убеждает, что содержание информационно-библиографической деятельности библиотек в ближайшей перспективе будет определяться главным образом возможностями цифровых технологий.

Особенно интенсивно Интернет вторгается в область справочно-библиографического и информационного обслуживания библиотек. Всемирная сеть открывает новые возможности для использования профессионального опыта и знаний библиотекарей в удовлетворении информационных потребностей пользователей. Поэтому практически все инновации в библиографической работе так или иначе связаны с развитием новых информационных технологий. Пользователю необходимо быстрое получение информации, лёгкость и доступность поиска.

Практически все библиотеки России идут по пути освоения новых информационных технологий, выбирая для себя то или иное направление. В библиотеках создаются новые электронные продукты, на которых представлены краеведческие фонды, архивы библиотек, фонды периодических изданий.

Библиографическая деятельность – самая творческая, самая актуальная, поэтому она должна совершенствоваться за счёт креативных направлений и инновационных форм предоставления информации. Важно понимать, что информационное обслуживание является стратегическим процессом, «видимым» для конечных пользователей, которые по уровню информационного обслуживания судят о полезности библиотеки в целом.

Сост.: Л. Колесникова,

вед. библиограф Методико-библиографического отдела МЦБ

 

Список используемой литературы:

  1. Жабко, Е. Тенденции развития информационно-библиографического обслуживания на этапе внедрения современных компьютерных технологий // Государственная публичная научно-техническая библиотека России [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea97/doc/s3/s3doc22.html.
  2. Поташникова, Г. Креативные направления в работе библиографа как драйвер библиографических инноваций // Pandia.ru [Электронный ресурс]: Режим доступа http://pandia.ru/text/78/210/11748.php .
  3. Свирюкова, В. Организация и методика справочно-библиографического обслуживания: Конспект лекций. – Новосибирск, 2007.
  4. Соболева, Т. Организация информационно-библиографической работы в библиотеке // Ивановская областная библиотека для детей и юношества [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.iv-obdu.ru/content/view/112/50.
  5. Степанов, В. Информационно-библиографическая деятельность в цифровой среде: состояние и анализ тенденций // Государственная публичная научно-техническая библиотека России [Электронный ресурс]: Режим доступа http://gpntb.ru/win/inter-events/crimea2003/trud/tom1/sec/Doc60.HTML.
 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей