Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Год литературы - территория чтения
Опыт проектной деятельности
муниципальных библиотек Весёловского района по продвижению книги и чтения
Над книгой
Снова в печке огонь шевелится,
Кот клубочком свернулся в тепле,
И от лампы зеленой ложится
Ровный круг на вечернем столе.
Вот и кончены наши заботы –
Спит задачник, закрыта тетрадь.
Руки тянутся к книге. Но что ты
Будешь, мальчик, сегодня читать?
Хочешь, в дальние синие страны,
В пенье вьюги, в тропический зной
Поведут нас с тобой капитаны,
На штурвал налегая резной?
Зорок взгляд их, надежны их руки,
И мечтают они лишь о том,
Чтоб пройти им во славу науки
Неизведанным прежде путём.
Сжаты льдом, без огня и компаса,
В полумраке арктических стран
Мы спасём чудака Гаттераса,
Перейдя ледяной океан.
По пещерам, подземным озёрам
Совершим в темноте и пыли,
Сталактитов пленяясь узором,
Путешествие к центру земли.
И без помощи карт и секстанта
С полустёртой запиской в руке
Капитана, несчастного Гранта,
Не безвестном найдём островке.
Ты увидишь леса Ориноко,
Города, обезьян и слонят,
Шар воздушный, плывя невысоко,
Ляжет тенью на озеро Чад.
А в коралловых рифах, где рыщет
«Наутилус», скиталец морей,
Мы отыщем глухое кладбище
Затонувших в бою кораблей…
Что прекрасней таких приключений,
Веселее открытий, побед,
Мудрых странствий, счастливых крушений,
Перелетов меж звезд и планет!
И, прочитанный том закрывая,
Благодарно сходя с корабля,
Ты увидишь, мой мальчик, какая,
Тайны полная, ждет нас земля!
Вел дорогой тебя неуклонной
Сквозь опасности, бури и мрак
Вдохновленный мечтою ученый,
Зоркий штурман, поэт и чудак.
Всеволод Рождественский
«Человек, любящий и умеющий читать,
- счастливый человек»
К. Паустовский
2015 год – Год литературы в России. В связи с этим в библиотеках Весёловского района были реализованы проекты по продвижению книги и чтения:
- «Чтение для всех» (Верхнесоленовская ЦБ)
- «Памятники литературным героям», «Вместе с книгой мы растём» (Краснооктябрьская СБ)
- «С книгой по дорогам детства» (Краснознаменская СБ)
- «Слава великой Победе!» (МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека)
Проект «Слава великой Победе!», разработанный заведующим Отделом Межпоселенческого обслуживания МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека» М.А. Соболевой, был реализован с января по май 2015 г. совместно с Весёловской СОШ №2.
Цели проекта – формирование духовно-нравственных качеств личности юношества на основе произведений военно-патриотической тематики; сохранение преемственности поколений; развитие навыков исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
- Расширить знания юных читателей о Великой Отечественной войне.
- Взять интервью у родных людей о жизни родственников в годы Великой Отечественной войны.
- Оформить страницу «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи» на сайте МЦБ.
- Рассказать об этом в ходе тематического вечера «Мы помним, гордимся, благодарим».
В рамках проекта были запланированы мероприятия по 3 основным направлениям:
1. Чтение книг о Великой Отечественной войне, их обсуждение, иллюстрирование и создание презентации в программе Power Point.
2. Сбор информации о жизни родственников в годы Великой Отечественной войны, в т.ч. интервью с родителями, родственниками, встречи с участниками войны, работа с сайтами.
3. Оформление страницы «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи» на сайте Веселовской Межпоселенческой центральной библиотеки.
В ходе реализации проекта для детей и юношества было проведено 5 массовых мероприятий, в которых приняли участие 161 чел.
Читательская конференция «Дети на войне» (по повести В. Катаева «Сын полка») - старшеклассники ВСОШ №2 (23 чел.). В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство - это начало жизни, радость, а война - это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Старшеклассники показали хорошее знание произведения, они рассуждали и высказывали свои мнения, отвечая на вопросы ведущей конференции Соболевой М. А. Кроме этого, юные читатели вспомнили и прочитали стихи о детях на войне - К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете» и А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Обзор-путешествие «По дорогам войны» с использованием мультимедийных технологий - для учащихся 5 «б» и 6 «а» классов ВСОШ №2 (39 чел). В ходе обзора-путешествия в исполнении учащихся прозвучали стихотворения О. Берггольц, Ю. Друниной, А. Суркова, А. Твардовского, М. Исаковского.
Читательская конференция «Всем воевавшим, живым и мёртвым, посвящается…» (по повести В.Л. Кондратьева «Сашка»). Активное участие приняли учащиеся 10 кл. ВСОШ №2 (22 чел.). Старшеклассники подготовили сообщения о жизни и творчестве писателя, об истории создания повести. Ребята показали не только хорошее знание текста, но и умение размышлять, анализировать прочитанное, подводить итоги. Они дали подробные ответы на вопросы о том, как изображена в повести война; как автор представляет читателю своего героя. Юные читатели совершили виртуальную экскурсию по сайту Веселовской Межпоселенческой центральной библиотеки, посетив раздел «70-летию Великой Победы посвящается» и были приглашены принять участие в проекте "Великая Отечественная война в судьбе моей семьи".
Читательская конференция «Человек и война» (по рассказу К. Воробьёва «Немец в валенках»). В ней приняли участие учащиеся 10 кл. ВСОШ №2 (22 чел.). Старшеклассники познакомились с жизнью и творчеством писателя - фронтовика Константина Федоровича Воробьёва. Непросто складывалась его военная судьба: писатель пережил трагические дни начала Великой Отечественной войны, принимал участие в первых боях под Москвой, попал в плен, дважды бежал, командовал в Литве партизанским отрядом. После подробного анализа рассказа, старшеклассники сделали вывод: в бесчеловечном сохранить человеческое - вот подвиг. Война - это страшное, но необходимо понимать, что ты не можешь, не имеешь права дать погибнуть в твоей душе тому, что и делает тебя человеком.
Поэтический марафон-благодарность «Мы помним, гордимся, благодарим», в котором приняли участие читатели МЦБ, учащиеся и преподаватели ВСОШ №1 и ВСОШ №2, библиотекари района. С приветственным словом обратился председатель районного совета ветеранов войны и труда Радченко И.А. В ходе марафона было прочитано более 100 стихотворений, написанных как во время войны, так и в мирное время. Звучали стихотворения К. Симонова, А. Суркова, М. Исаковского, Ю. Друниной, А. Тарковского, Ю. Левитанского, В. Высоцкого и др. С глубоким волнением все присутствующие просмотрели видеоролики из цикла поэтических чтений «Написано войной» - стихи военных лет читали В. Лановой, Ю. Соломин, А. Баталов, А. Петренко (прис. 55 чел.).
В ходе реализации проекта дети и юношество приобрели навыки поисково-исследовательской работы, получили удовлетворение от общения с родственниками, ветеранами войны, одноклассниками, получили новые знания о Великой Отечественной войне. На сайте Весёловской МЦБ в рамках празднования 70-летия Великой Победы был реализован проект «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи». На 01.07.2015 г. было размещено 38 материалов, количество просмотров которых составляет 311.
Проект «С книгой по дорогам детства» на 2015-2016 гг. (Краснознаменская СБ).
Проект «С книгой по дорогам детства» разработан заведующим Краснознаменской СБ Стародубцевой М. П. в целях возрождения традиций семейного чтения, приобщения детей дошкольного возраста и родителей к систематическому чтению и регулярному посещению библиотеки. Для реализации проекта был заключен договор о совместной деятельности с Краснознаменской ООШ для углублённой работы со старшей и подготовительной группой дошкольников.
Задачи проекта: разработать систему мероприятий для родителей в помощь приобщению детей к чтению, в помощь выбору необходимой литературы для семейного чтения; оформить информационное пространство в группе для развития познавательной активности дошкольников через книгу и чтение; воспитывать у детей любовь к книге, формировать устойчивый интерес к чтению, стимулировать читательскую активность детей и взрослых; организовать информационную помощь воспитателям, родителям по вопросам образования и воспитания дошкольников; установить доверительные и плодотворные связи со всеми участниками проекта; сформировать образ библиотеки как тёплого и радостного дома; привлечь к чтению в библиотеке 100% детей старшей и подготовительной группы и их родителей.
Реализация проекта осуществляется в два этапа. Первый этап - подготовительный – январь 2015 г. Встречи библиотекаря с воспитателями, родителями и детьми старшей и подготовительной группы МБОУ Краснознаменской СОШ, знакомство с содержанием проекта. Второй этап – основной – февраль 2015 г. – май 2016 г.
В рамках проекта запланированы мероприятия по 3 основным направлениям:
1. Индивидуальная работа.
2. Массовая работа.
3. Информационная работа с родителями и воспитателями.
Основные формы массовых мероприятий: громкие чтения, экскурсии по библиотеке, сказочные и познавательные путешествия, выставки-загадки, литературные знакомства и др.
Так, для детей были проведены:
- Экскурсия по библиотеке «Здравствуй, здравствуй, книжкин дом!» (январь)
- Литературно-музыкальная викторина «Венок из сказок» (по произведениям А.С. Пушкина) (февраль)
- Сказочное путешествие «В гости к дедушке Корнею» (март)
- Час поэзии «Путешествие в страну весёлого детства» (А. Барто) (апрель)
- Громкое чтение «Сильный, смелый дядя Стёпа» (С. Михалков) (май)
- Конкурс детских рисунков «Любимые литературные герои» (июнь)
Для родителей были проведены:
- Беседа-совет «Как приобщить ребёнка к книге» (январь)
- Выставка-совет «Что читать вашему ребёнку» (февраль)
- Библиографический список литературы «Почитайте детям сказку» (март)
Проект должен способствовать повышению внимания родителей к вопросам детского чтения, возрождению традиций семейного чтения. Родители должны осознать ценность общения с ребёнком в процессе обсуждения прочитанных книг. Объединение усилий всех участников проекта по привлечению дошкольников к чтению должно вызвать у них интерес к художественному слову, сформировать потребность в постоянном общении с книгой и первые навыки обращения с ней. Участие семей в праздниках и конкурсах не только обогатит семейный досуг, но и объединит детей и взрослых в общих делах, а сочинение сказок поможет детям сделать шаг от «маленького писателя к большому читателю». Совместная работа библиотеки и школы создаст условия для увеличения количества читателей, как взрослых, так и детей. Все дошкольники и их родители станут читателями библиотеки.
Проект по продвижению книги, чтения и развития читательской культуры «Чтение для всех» на 2015 год (Верхнесоленовская ЦБ)
Проект «Чтение для всех» разработан заведующим Верхнесоленовской ЦБ Петриченко Н.Г.
Задачи проекта:
- популяризация книги как объекта культурного наследия;
- популяризация лучших произведений художественной и научной литературы;
- стимулирование общественного интереса к книге и чтению;
- формирование читательской и информационной культуры пользователей библиотеки;
- приобщение к чтению всех групп населения.
Ожидаемым результатом являются: повышение качества чтения и увеличение количества пользователей, регулярно посещающих библиотеку и систематически читающих.
В рамках реализации проекта были проведены мероприятия:
- Выставка-просмотр «Отмечаем юбилей» (книги-юбиляры) – для детей, в течение года.
- «Территория чтения» - Премьера номеров журнала «Юность» (январь) – взрослые читатели.
- Библиотечный урок «В некотором царстве, в некотором государстве» (март) - для дошкольников.
- Библиотечный урок «Есть страна Читалия» (апрель) – для детей (1-4 кл.).
- Литературная гостиная «И вновь о книге говорим…» (в рамках акции «Библионочь-2015») (апрель) – взрослые читатели.
- Выставка-просмотр «Щедра талантами земля Донская» (май) – все группы.
- Обзор «Шолохов – детям» (май) – для детей (1-4 кл.).
- Читательская конференция «Судьба человека – судьба народа» (май) – для детей (6-7 кл.).
- Литературная викторина «Грани таланта» (по творчеству М.А. Шолохова) (май) – юношество (10 кл.).
и др.
Программа «Вместе с книгой мы растём» (Краснооктябрьская СБ)
Три года Краснооктябрьская СБ совместно с Краснооктябрьской СОШ работает по программе «Вместе с книгой мы растем», разработанной заведующим библиотекой Н. М. Паникаровской.
Цели программы:
- воспитать высокие нравственные и эстетические идеалы;
- сформировать гражданское отношение к Отечеству;
- помочь учащимся осмыслить себя как часть своей Родины, её гражданина и патриота;
- сформировать у учащихся чувство любви, преданности своей семье.
Достижение поставленных целей требует решения следующих задач: формирование чувства ответственности за все окружающее: семью, друзей, школу, страну; воспитание способности к эстетическому восприятию культуры, произведений искусства и литературы, бережного отношения к истории; формирование творческих способностей; умение пользоваться библиотекой; привлекать новых читателей; формировать культуру личности; пробудить у детей потребность к самостоятельной работе над культурой своей речи.
Таким образом, в рамках реализации программы происходит развитие нравственных устоев, кругозора, познавательных, художественно-эстетических и речевых компонентов детей начальных классов.
В основе программы лежит поэтапное становление личности.
1 кл. «Я, ты, он, она - вместе целая семья».
2 кл. «Я - в мире, мир - во мне».
3 кл. « Я - гражданин».
4 кл. «Я и культура».
Программа включает в себя диагностику, которая позволяет узнать, как дети читают, и что читают; предусматривает работу с родителями, ведение читательских дневников, написание сочинений и проведение различных мероприятий, в т.ч. с использованием информационных технологий: экскурсий, викторин, громких чтений, литературных игр, диспутов, читательских конференций, литературно-музыкальных композиций, конкурсы рисунков, чтецов и т.д.
В 2014-2015 году были проведены мероприятия:
1 класс
Ведущая идея: Воспитание чувства гордости за семью, родной дом.
- Мультимедиа-презентация «Откуда к нам книга пришла» (сентябрь 2014)
- Творческий час «Мы читаем и рисуем» (ноябрь 2014)
- Конкурс чтецов «Нет ничего превыше слова - Мать!» (март 2015)
2 класс
Ведущая идея: Я - в мире, мир - во мне.
- Громкое чтение А. Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», фотовыставка «Моя семья» (октябрь 2014)
- Громкое чтение К. Паустовский «Заячьи лапы», беседа-размышление «Какой ценой» (апрель 2015)
3 класс
Ведущая идея: Я – гражданин.
- Литературный ринг по творчеству Н.Носова (март 2015)
- Реклама книги «Заинтересуй друга» (апрель 2015)
Среди ожидаемых результатов: у детей появится потребность в систематическом чтении; творческое мышление; любовь к книге, умение пользоваться библиотекой; умение выразительно читать; владеть культурой слова; работать с книгой.
Проект «Памятники литературным героям» (Краснооктябрьская СБ)
С сентября 2014 г. по май 2015 года Краснооктябрьская сельская библиотека совместно с уч-ся 5 класса Краснооктябрьской СОШ работала над реализацией проекта «Памятники литературным героям». Цель проекта: вызвать у подрастающего поколения интерес к литературным произведениям и их авторам через памятники литературным героям.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- узнать, каким литературным героям и где были установлены памятники;
- найти сведения об авторах, времени и истории создания памятников;
- обобщить информацию о памятниках героям литературных произведений отечественных и зарубежных авторов.
Этапы реализации проекта:
- Работа со словарями и энциклопедиями.
- Подбор персонажей детских книг для исследования.
- Отбор литературных героев, которым поставлены памятники.
- Классификация памятников, подбор фотографий и материала.
- Презентация работы в классе.
- Опрос одноклассников.
- Проведение выставки скульптур литературным героям, выполненных детьми из пластилина.
В ходе реализации проекта юные читатели познакомились с памятниками героям зарубежной литературы:
- Памятники самому правдивому человеку в мире, барону Мюнхгаузену.
- Памятники героям Марка Твена
с памятниками персонажам отечественной литературы:
- Памятники героям И. С. Тургенева «Му-му».
- Памятники героям А. С. Пушкина.
с самыми необычными памятниками:
- Памятники животным - героям литературных произведений.
Дети узнали, что появление таких памятников связано, прежде всего, с популярностью того или иного персонажа, что иногда одному и тому же литературному герою установлено несколько памятников в разных городах и разных странах, таких памятников много, точных подсчётов никто не вёл. Но самое главное, у детей появился интерес сначала к тем произведениям, о которых шла речь на занятиях в библиотеке, а затем и к другим произведениям зарубежной и отечественной детской литературы.
Сост.: заведующий МБО
МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека»
Дегтярёва О.В.
2015 г.
|
Календарь |
« Октябрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|